Отношение к деньгам у подростков из детских домов

Умение разумно распоряжаться деньгами является важным критерием определения зрелой личности. В экономике постоянно происходят изменения, которые требуют перемен и в сознании. Особенно важно повышать уровень экономической грамотности подростков из детских домов, которые находятся в группе риска и, выпускаясь из стен государственного учреждения, не имеют здорового отношения к деньгам и полезных знаний и умений в области финансов.

При изучении особенностей отношения детей-сирот к деньгам Долговой О.А и Пузакиной Д.С. было выявлено, что дети из детского дома более ориентированы на удовлетворение биологических потребностей, в отличие от детей из семей, потребности которых связаны с приобретением технических новинок, изысканной пищи и культурного досуга. Причина в том, что возможностей удовлетворения своих желаний у детей из детского дома намного меньше.

Представления о деньгах детей из детского дома можно назвать идеалистическими, у детей же из семей — реалистическими, однако реакция на отсутствие денег у детей из детского дома более спокойная, чем у детей из семей. Возможно, это связано с тем, что воспитанники детского дома находятся на полном обеспечении государства: с их стороны не требуется никаких усилий и затрат для покрытия содержания, они не посвящаются в материальные и финансовые проблемы, им предоставляются различные льготы. В то время как дети из семей видят, каким трудом зарабатываются деньги, и их отсутствие в семье ощущается более остро.

Ярким отличием детей из детских домов от домашних детей является неумение экономить. Они покупают то, что им хочется прямо сейчас. Поэтому, выпускаясь из детского дома, ребята за короткий срок растрачивают сбережения, которые «государство» накапливало для их успешного будущего. За считанные месяцы после выпуска они остаются ни с чем.

Чтобы изменить данную ситуацию, сотрудникам интернатных учреждений, а также волонтерам и всем неравнодушным людям при работе с детьми из детских домов нужно:

  1. Развивать у детей осознанность. А для этого проводить тренинги, интерактивные деловые игры и упражнения, помогать анализировать свои действия и эмоции. Учить детей формулировать свои цели, желания и способы их достижения. Дети должны понимать, для каких целей им нужны деньги.
  2. Формировать ответственное отношение к деньгам. Это можно делать через игры-ситуации с вариантами исхода событий, различные поручения. Составлять совместно с детьми годовой, месячный бюджет, подбирать оптимальные товары.
  3. Учить планировать своё будущее, развивать вариативность мышления. Начинать работу стоит с определения своих ценностей, определения мечты, затем ставить жизненные цели и разрабатывать план их реализации.

— Яна Волегова, психолог

Предыдущая новостьСледующая новость