Причины плохого поведения детей – сирот и детей, переживших травму. Часть 1

Рекомендуем к прочтению приемным родителям и усыновителям.

Усыновленные и приемные дети заслуживают глубокого сострадания и уважения в свете того, что им пришлось пережить, прежде чем вы приняли их в свою семью. Некоторые из этих малышей прошли через тяжелые испытания, о которых мы можем и даже не догадываться. В то время как вы со своей семьей наслаждались душевными беседами за вкусным ужином в безопасном и комфортабельном доме, этот ребенок, возможно, шел спать голодным, немытым и одиноким, возможно даже искал еду в мусорных баках. Когда ребенок воспитывается в суровых и неблагоприятных условиях, он учится выживать. Не ждите, что он будет знать правила семейной жизни или проявлять выдающиеся интеллектуальные способности.

У этих детей было тяжелое детство, и ваша задача как родителя хорошенько постараться понять и восполнить их уникальные потребности, а также целенаправленно работать над тем, чтобы помочь им приобрести необходимые жизненные навыки.

Безусловно, ваши дети могут демонстрировать манипулятивное и агрессивное поведение, но вместо того, чтобы обвинять их в этом, проявите уважение и вспомните, что именно такое поведение помогло им выжить в очень сложных обстоятельствах.

Может пройти определенное время, прежде чем приемные родители смогут постичь весь масштаб урона, который был нанесен ребенку в детстве, и как это связано с трудностями, с которыми он сталкивается сегодня.

У усыновленных и приемных детей могут развиться:
• чувство отверженности, утраты и скорби;
• расстройство привязанности;
• неврологические нарушения;
• когнитивные расстройства;
• нарушение координации и двигательных навыков;
• дефицит сенсорной интеграции;
• страх;
• гнев;
• вспышки воспоминаний и постравматический стресс;
• чувство стыда;
• тревога;
• депрессия.

Как ни странно, дети с наиболее очевидными физическими нарушениями в дальнейшем добиваются большего успеха в жизни, потому что учителя и родители сразу замечают, что что-то не так и принимают меры. Поскольку слабо выраженные дородовые и послеродовые нарушения сложнее обнаружить, существует маленькая вероятность того, что взрослые проявят сострадание и готовность помочь такому ребенку в преодолении его трудностей. Когда твой ребенок выглядит физически идеальным, очень легко ошибочно предположить, что его плохое поведение является умышленным и преднамеренным.

Отбросьте в сторону предвзятое представление о том, как должен вести себя ваш ребенок в том или ином возрасте. Развитие усыновленного ребенка на эмоциональном и поведенческом уровне может не соответствовать его биологическому возрасту. Они все еще залечивают свои старые невидимые для нас раны. Помимо того, что эти дети росли и развивались в нездоровом окружении месяцами и годами, сейчас они должны еще и отказаться от привычных стратегий поведения.

Если вы будете помнить, какой сложной была судьба этого ребенка, и о том, что ход его раннего развития был нарушен, то начнете восхищаться той силой, которая помогла ему пережить невзгоды, и будете сопереживать трудностям, с которыми он сталкивается.

Важно относиться с пониманием к неврологическим нарушениям и глубокому страху, которые приводят к агрессивному неадекватному поведению.

Когда вы лучше разберетесь в том, что движет вашим ребенком, то сможете больше узнать, как помочь ему излечить его раны.

Дети, выросшие в депривации

Если потребностями детей в раннем возрасте пренебрегались или они выросли в нищете, то вы можете заметить следующие физические и поведенческие нарушения:
• они прячут продукты и испытывают страх голода, потому что раньше голодали;
• у них плоский затылок, потому что они слишком долго лежали на спине в детской кроватке;
• у них косоглазие, потому что они часами смотрели в потолок;
• разная степень дисфункции сенсорной интеграции из-за отсутствия стимуляции органов чувств, и потому что их не держали на руках;
• у них отсутствуют навыки привязанности, межличностных связей и сочувствия по отношению к другим людям из-за отсутствия заботы и внимательного заботящегося взрослого;
• им свойственно успокаивать себя посредством повторяющегося поведения, например, они раскачиваются, поглаживают свои волосы, сосут большой палец, всегда носят пустышку с собой, постукивают себя по определенной части тела. Это помогает им самостоятельно справиться с чувством тревоги и компенсировать недостаток заботы, объятий или эмоционального комфорта.

Причины
• Они боятся новых мест и людей. Признаком такого страха могут быть расширенные или суженные зрачки;
• учащенный пульс, гиперактивность, контролирующее поведение. Ребенок может убегать, разговаривать с вами детским голосом;
• они заискивают, манипулируют или настраивают одного взрослого против другого, чтобы удовлетворить свои потребности (триангуляция). Такое поведение могло войти в привычку у ребенка, который выслуживался, чтобы получить дополнительное внимание работников интернатного учреждения;
• неизбирательное дружелюбие (неуместное общение с незнакомцами). Причина может быть в неудовлетворенной потребности прикосновений или в отсутствии привязанности;
• высокий болевой порог из-за сенсорной депривации, отсутствия привязанности и повышенного содержания в крови гормона стресса — кортизола;
• их рост и вес ниже среднего из-за раннего недоедания или дородового воздействия наркотиков или алкоголя;
• они медленно обучаются и у них нарушение смысловой обработки речи из-за сенсорной депривации, повышенного уровня стресса или отсутствия привязанности;
• у них нарушен слух из-за запущенного хронического воспаления среднего уха.

Это только часть причин, которые кроются за плохим поведением ребенка, продолжение читайте в следующей статье, это поможет вам понять почему, то или иное происходит с вашим ребенком и что с этим делать!

Источник: Кэрин Б. Первис, Дэвид Р. Кросс, Вэнди Лионс Саншайн «Путь к сердцу ребенка»

Предыдущая новостьСледующая новость